Наверняка не раз наблюдали картину во время выступления: один из танцоров потерял поясок (бантик, веночек и т.п.). Случайно! 🎀
Куда будут смотреть зрители?
Правильно, на эту вещицу! До тех пор, пока её не подберёт «ловким движением руки» кто-то из исполнителей — или не закончится номер.
А что с танцем? А про танец уже все забыли!.. Обидно, досадно, но факт: любой неподвижный предмет на сцене притягивает к себе внимание зрителей.
👉 Поэтому использование в постановках реквизита может одинаково хорошо:
— помочь раскрыть замысел, сделать номер ярче, интереснее, зрелищнее;
— свести на нет все усилия постановщика и «угробить» самую интересную идею.
Какие тонкости и правила надо знать, чтобы случалось первое и не случалось второе?
1️⃣ ЧЕМ БОЛЬШЕ — ТЕМ ЛУЧШЕ!
Реквизита очень много и непонятно — зачем он. Например:
▪️ 2 кучи чемоданов и гора мячиков в танце про детство;
▪️ поролоновые пальмы и трава в номере про Африку;
▪️ плетень и скамейка, на которую никто ни разу не сел в зарисовке про деревню и т.д.
Прежде всего, ответьте себе на вопросы:
— Для чего он нам нужен?
— Что будет если его убрать?
РЕШЕНИЕ: Если без реквизита смысл постановки не меняется, то лучше отказаться от него совсем.
ПРИМЕР оправданного нагромождения реквизита, отражающего идею номера — «Кафе Мюллер» Пины Бауш.
2️⃣ «БРЮКИ ПРЕВРАЩАЮТСЯ…»
Когда постановщик задумал «вау-эффект», то реквизит должен появиться неожиданно и точно в нужный момент:
▪️ полетели мыльные пузыри или воздушные шарики;
▪️ распустились цветы;
▪️ появились спрятанные до этого платки, ленты и т.п.
Если это происходит, как в известной комедии: «Брюки превращаются… брюки превращаются…» — то всё внимание зрителя будет направлено именно на этот процесс.
РЕШЕНИЕ: Танцор должен доставать реквизит легко, удобно, незаметно. Это надо тщательно отрепетировать.
Если «удобно и незаметно» не получается, то делайте приём «открытым»:
▪️ начните номер с появления пузырей;
▪️ не прячьте флакончики по карманам (могут пролиться и раздавиться), а «зарядите» их сразу за кулисами или даже прямо на сцене;
▪️ выстройте композицию так, чтобы у танцоров была возможность уйти за кулисы и взять реквизит и т.д.
3️⃣ ЗАМЕНИЛА ТЕМ, ЧТО БЫЛО
Уже на этапе постановки лучше предусмотреть мобильность реквизита. Особенно — если его много, и он — крупногабаритный.
Поехали вы на конкурс или просто выступать на другую площадку — а ваш реквизит не влез в автобус (поезд, самолёт и т.п.). И приходится на скорую руку заменять тем, что нашли у организаторов...
И часто это выглядит странно и неэстетично:
▪️ как гномики с разнокалиберными стульями для чаепития (собрали всё, что нашли в ДК);
▪️ или Баба Яга с веником (или шваброй) — свою метлу забыли, а у принимающей стороны — не нашлось.
Иногда такая замена может быть даже небезопасной. Например, танцуете на стульях, делаете трюки, а у них — совсем другой вес, конструкция и внешний вид. Явно — пострадает номер или кто-то из танцоров. И зачем вам это?
РЕШЕНИЕ: Уже на этапе постановки продумывать мобильность реквизита — можно ли его будет вывезти или заменить на равноценный.
4️⃣ «ЕСЛИ НА СЦЕНЕ ВИСИТ РУЖЬЁ…»
Когда постановщик игнорируют этот хрестоматийный вывод А.П. Чехова, то реквизит на сцене становится бесхозным: вынесли и забыли. И что он делает? То же, что случайно оброненный бантик или поясок — отвлекает внимание зрителя от самого танца. 👀
РЕШЕНИЕ: если реквизит появляется в постановке, то он должен быть отработан на 100 %.
ПРИМЕР: виртуозная работа с реквизитом — «До свидания, зонтик» Джеймса Тьерре.
👉 Но работа с реквизитом — лишь малая часть постановочного процесса. Подробнее о создании выигрышных постановок вы узнаете на онлайн-курсе «Я—Постановщик!».
Присоединяйтесь, чтобы прокачать свои навыки! Ведущие хореографы-эксперты поделятся с вами своим опытом и лайфхаками:
🔹 Этапы работы над постановкой — с чего начать и чем закончить;
🔹 Новые способы и приемы в постановке;
🔹 Нюансы при создании малых форм;
🔹 Особенности создания постановок в различных направлениях танца;
🔹 Миксование стилей в одном номере;
🔹 Как работать с исполнителями — и многое-многое другое.
✅ В прямых эфирах — разборы ваших постановок и ответы на ваши вопросы. Не упускайте возможность личного общения с профессионалами экстра-класса!
Переходите по ссылке 👉 http://vk.me/ya_postanovshik и ставьте «+» в сообщениях.
Расскажем о программе курса и формате участия))